тел.: +38 (044) 50-292-50
Статьи
 
 
ИСКУССТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ОСТЕКЛЕНИЯ 03.06 15:03
Искусство проектирования структурного остекления на примерах работ «Ателье дю Верре» Выше конспективно описаны различные системы структурного остекления зданий. Однако, будет неверным отдать предпочтение какой-то одной системе, стандартизировать решения, указать на оптимальные подходы, крепления, материалы. Взять хотя бы для примера внешний узел стыка стеклопакетов. В существующих системах решение этого узла весьма разнообразно. Это не только заливка силиконом, но и разнообразные виды утопленных и выступающих накладок. Окончательный выбор в каждом конкретном случае определяется эстетической задачей и замыслом архитектора. Приоритет архитектурного решения особенно ясно прослеживается на практических работах «Ателье дю Верре». Будучи разработчиком системы 5S и ряда ее модификаций, фирма тем не менее достаточно свободно использует мировой опыт развития подобных систем для того, чтобы в наилучшей степени удовлетворить запросам архитектора, создать соответствующий художественный или пространственный эффект. Для этого при разработке проектов витражей комплексно решаются вопросы единства остекления и несущей структуры. К концу ХХ в. опыт строительства и техника расчета тросо-стержневых систем выразились в создании профессиональных компьютерных программ по конструированию, а с применением нержавеющей стали эти структуры становятся все более эстетичными. Растяжки, как правило, делают с полированной поверхностью или окрашивают белой эмалью. Изящество точечного крепления с использованием в узлах, где это необходимо, многогранных «пауков» придает таким куполам и сводам необычайную легкость при акцентировании архитектурно-тектонических начал (яркие тому примеры — атриумы для универмага «Сити-2» и административно-офисного здания в Брюсселе). Фасады Королевской военной школы получают своеобразное тектоническое начало благодаря включению в их решение металлических пергол затенения, которые одновременно служат пожарными путями эвакуации. Комплексность задачи обусловила разработку «пауков» с фасадной консолью, поддерживающей солнцезащитные устройства. Как правило, архитектор добивается гладкой поверхности фасада здания, пытаясь спрятать несущую структуру внутрь. В проекте атриума, построенного при реконструкции здания «Фламандского парламента», архитектор хотел получить подобного рода гладкую, иллюзорно невесомую стену в интерьере, что послужило поводом для разработки внешней относительно массивной решетки, к которой стеклянный фасад на тонких точечных креплениях подвешен «внутрь» здания. При проектировании многоэтажной галереи «Боз- арт» авторы поставили цель разработчику конструкции максимально облегчить стену как изнутри, так и снаружи. Амбициозный замысел архитекторов состоял в том, чтобы создать несущую структуру фасада в виде плоских горизонтальных ферм-мостов, подвешенных к раме потолка на вантах. В узлах этих ферм установили «пауки», поддерживающие большеразмерные стеклопакеты. Пандус въезда в подземный паркинг фламандско го парламента оформлен плоским фонарем, с практически невидимым остеклением. Несущие элементы для поддержания остекления расположены по вееру от одной точки цилиндрической формы стены, а сектора склеенного на прозрачном силиконе стекла приподняты на несколько сантиметров над несущей структурой таким образом, что остекление и его признаки в виде крепежа и переплетов исчезают из видимости. Легкость восприятия структур с точечным креплением во многих случаях тонкое стальное обрамление картриджей в крупных сооружениях делает их практически невидимыми (ряд больших атриумов административных зданий и торговых центров). Однако в более камерных по размеру сооружениях архитекторами ставится задача достижения максимальной прозрачности фасада, покрытия или витрины, что заставляет сотрудников фирмы обращаться к креплениям на винтах (вышеприведенным планарным структурам). К числу наиболее интересных построек такого типа относится «Башня хронометража» на стадионе в Намюре, предназначенная для работы судейской аппаратуры и телеоператоров на соревнованиях. Башня выполнена из гнутого цилиндрической формы витринного стекла, элементы которого соединены со стальным каркасом на пауках с болтовым креплением через отверстия в стеклах. К числу неординарных «беспереплетных» объектов на винтах относится также ряд зимних садов и открытых малых архитектурных форм с навесами, построенных в различных городах Бельгии, в частности открытый павильон на центральной площади Льежа. Масштаб возможностей систем структурного остекления демонстрирует павильон, построенный для выставки в Дюссельдорфе, в котором экстравагантная несущая структура в виде круглых ферм, похожих на крылья бабочки, поддерживает двоякой кривизны стеклянный свод, прикрепленный к стальным полукольцам на «пауках». Было бы наивным предполагать, что индивидуальный подход призван ответить только эстетическим капризам различных архитекторов или заказчиков. Практически можно говорить о новой архитектурной школе структурного остекления, в которой роль архитектора и конструктора доминирует. Она позволяет инженерно развивать системы с учетом конкретных архитектурных задач, искать наиболее экономичные пути достижения сложных композиционных эффектов. Акцент на роли проектировщика приводит к тому, что кроме архитектурных инноваций и по стоимостным показателям в условиях тендера, как правило, достигается преимущество перед конкурирующими проектами и системами. C 1997 г. институт «УкрНИИПграждансельстрой» проводит комплекс научных исследований, лабораторных испытаний и обобщение мирового опыта с целью внедрения энергоэффективных технологий остекления зданий. Данная статья отражает один из этапов такого обобщения, связанного с развитием систем структурного остекления.