тел.: +38 (044) 50-292-50
Статьи
 
 
«СЛАБЫЕ ЗВЕНЬЯ» 2 0 0 7 г о д а : стекло, фурнитура, профиль ПВХ 01.06 18:37
В прошлом году, накануне нового сезона, наше издание опубликовало прогноз эксперта относительно перспектив ценообразования суспензионного ПВХ в мире и Украине. Запомним, что в статье говорилось о стремительном росте потребления ПВХ в странах Восточной Европы и Китае, приводились данные о росте цен на поливинилхлорид в течение нескольких отрезков 2004-2005 годов, упоминалось об исчерпанности мощностей европейских химических предприятий, производящих ПВХ, и давался анонс процентного роста стоимости поливинилхлорида и, соответственно, профилей ПВХ и металлопластиковых конструкций. Прогноз эксперта подтвердился реалиями сезона 2006 года, и мы решили попросить г-на Айзена прокомментировать свое видение основных тенденций оконного рынка в грядущем 2007 году Марк Аркадьевич, каким, с Вашей точки зрения, будет 2007 год? Что нового ждет оконный рынок, и как бы Вы охарактеризовали основные тенденции его развития в новом году? Как вы знаете, последние два года для Европы стали периодом резкого скачка спроса на светопрозрачные конструкции. При этом потребление ПВХ активизировалось и в сфере производства труб, а не только профильно- погонажных изделий. Обусловлено это целым рядом предпосылок: во-первых, в Германии снова наблюдается стремительный экономический рост. Вообще, вся Европа, Европейский Союз, вероятно, благодаря росту курса евро, развивается очень мощно. Отмена границ, упрощение таможенных правил, выход на новые рынки – все это способствует укреплению внутренних рынков, развитию торговли и увеличению темпов производства и строительства. Во-вторых, быстро развиваются страны Восточной Европы, прежде всего, Россия, Украина и Беларусь. В нашей стране и у соседей с каждым годом увеличиваются объемы строительства, и эта тенденция обещает сохраниться. Если попробовать оценить рост мирового рынка, то он равен примерно 20-30% ежегодно. И это по самым скромным подсчетам. Те же цифры, если не большие, характерны и для стран Восточной Европы.Это приводит к тому, что многие фирмы, даже очень крупные, просто не выдерживают таких темпов роста. Особенно это касается компаний, имеющих дело с высокотехнологичными продуктами. Например, такими, как стекло. В 2006 году во всем мире настолько резко возросли объемы потребления стекла, что уже к середине года начал ощущаться дефицит, взлетела почти в три раза цена, но стекла все равно не было. Не хватало по объективным причинам – существующие стекольные заводы просто не могут производить стекла больше, чем предопределено максимальной мощностью предприятий. А для создания нового стекольного завода требуются миллионные инвестиции (около 500-600 млн. евро). И строится он не за месяц. Разумеется, производители отреагируют на потребности рынка и через год-два запустят новые линии, но, во-первых, стекло нужно не через год, а сейчас, а во-вторых, спрогнозировать точный рост необходимых объемов стекла очень трудно. Например, в 2006 году даже самые смелые эксперты не ожидали, что рынок вырастет не на 30 ожидаемых процентов, а едва ли не на 70. Смогут ли новые заводы удовлетворить спрос 2008-2010 годов или опять будет ощущаться отставание предложения от спроса? Поэтому можно с уверенностью сказать, что в 2007 году будет дефицит стекла, вырастут цены на него, а соответственно,на всю продукцию, где оно применяется. Та же ситуация ожидается и с фурнитурой. Уже в 2006 году появлялись временные перебои с ней, но наращивание темпов производства оконных конструкций даже только в одной Восточной Европе столь стремительно, что мощностей предприятий, которые специализируются на изготовлении фурнитуры, просто не хватит, чтобы покрыть потребность в ней. Высокотехнологичным предприятиям быстро нарастить объемы производства крайне тяжело. Существенное расширение (каждый следующий миллион штук продукции) требует вложения колоссальных инвестиций и – времени, которого у производителей окон нет. Продолжается тенденция нехватки суспензионного ПВХ, провоцирующая подорожание и дефицит профиля. Ситуация с сырьем для профилей ПВХ 2006 года заставила задуматься многих. Например, в Украине планируется на химическом заводе ООО «Карпатнефтехим» в городе Калуше Ивано$Франковской области запустить производство суспензионного ПВХ. Об этом группа «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» подписала контракт с немецкой компанией UHDE параллельно с Меморандумом о партнерстве между Кабинетом Министров Украины и предприятиями,которые работают на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. Компания UHDE выполнит проект и поставит комплектное оборудование для установки, которая будет смонтирована на калушском предприятии по лицензии компании Vinnolit (Германия). По сообщению пресс-службы ООО «Карпатнефтехим», стоимость строительства нового завода по производству поливинилхлорида составит более 200 миллионов долларов США. Он станет первым предприятием, которое будет выпускать этот продукт в Украине. Ранее наша страна поставляла сырье для поливинилхлорида (хлорвинила) в Польшу, Венгрию,Румынию и другие государства, покупая затем готовый продукт по более дорогой цене. Но и эта позитивная новость не решит проблему дефицита. Завод начнет работать только в 2008 году, на заданные мощности выйдет еще позднее, а к тому времени потребности рынка могут вырасти во много раз. Для наглядности отмечу, что только за первое полугодие 2006 года в Россию и Украину завезено на 12-15% больше экструзионного оборудования, чем за тот же период предыдущего года. В несколько раз выросло количество компаний производящих окна. Каждой из них нужен профиль, стекло, фурнитура. Новых же производственных мощностей по данным позициям в Европе пока просто нет. То есть 2007 год обещает побить все рекорды по дефициту стекла, фурнитуры и профиля ПВХ. При этом, по оценкам большинства экспертов, прогнозируется рост оконного рынка в Украине на уровне 30%. Если же рост рынка достигнет показателей 2006 года (до 70%), то для многих компаний это будет означать крах. Некоторые специалисты говорят о решении хотя бы проблемы дефицита стекла за счет поставок из Китая, но это вызывает большие сомнения. Во-первых, Китай,где действительно работает более шестидесяти стекольных заводов, сам быстро развивается, и ему требуются огромные объемы стекла. Во-вторых, качество китайского стекла все же оставляет желать лучшего. И дело даже не в технологиях производства — там есть заводы, которые выпускаю отличное стекло, проходящее до 12 ступеней контроля качества. Но доставляют его к нам по морю: 45 дней в негерметичных контейнерах, влажный воздух, вступающий в реакцию с пастами, разделяющими стекла между собой, приводят к тому, что стекло начинает выщелачиваться, покрываться белесым налетом и портиться. Мешки с влагопоглотителями проблему не решают. Те же сложности происходят и с иранским стеклом, которое идет к нам морем. Поэтому рынок все же будет наполняться украинским (Лисичанским), российским стеклом, и продукцией 5-6 заводов,работающих в Европе. Многие наши фирмы-переработчики привыкли, что только свистни — тебе с готовностью привезут все комплектующие, да еще и спасибо скажут, что взял. Но для ближайшей перспективы более характерной будет ситуация, когда они сами станут бегать за поставщиками и упрашивать продать им (причем, по любой цене) и профиль, и фурнитуру, и стекло. Эта тенденция уже была видна на октябрьской выставке в Дюссельдорфе, где собрались компании, специализирующиеся в области производства светопрозрачных конструкций. К стендам стекольных компаний все кидались с надеждой купить стекло, но получали вежливый отказ. На этой выставке впервые выставлялись компании, у которых не было желания с ее помощью найти новые каналы сбыта продукции. Они приехали просто потому, что заранее заплатили деньги за участие. Так что, подозреваю, 2007 год станет для многих компаний тяжелым годом. Хотя: время покажет.