тел.: +38 (044) 50-292-50
Статьи
 
 
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТРУКТУРНОГО ОСТЕКЛЕНИЯ ФАСАДОВ И СВЕТОПРОЗРАЧНЫХ ПОКРЫТИЙ 01.06 12:24

Некоторые вопросы к рассуждению о структурном остеклении фасадов как об архитекутрном феномене

1. Как расценивать моду на структурное остекление? Как сиюминутный парад технических новшеств или глубокую и содержательную тенденцию в архитектуре? Сторонники стеклянной архитектуры на фоне идеологии «хай-тека» воспринимают применение в зданиях «архитектурного» стекла едва ли не как критерий красоты. Любители старины напротив видят в моде на сплошное остекление тенденциозную волну, которая не несет в себе высокой эстетики, содержит неоправданный отказ от привычного архитектурного языка. Все же философия структур из стекла, ставшая эталоном архитектуры целого столетия, очевидно, сложнее. Она поддерживает тенденции более устойчивые, чем всплеск моды, объясняемый реализацией возможностей техники и подогреваемый крупнейшими производителями «архитектурного» стекла. 2. Что такое «архитектурное» стекло? Это «высокопрограммный» продукт (попытка перевести понятие «high performance product»), обладающий целым рядом явных и скрытых свойств, которые гармонизируют с помощью избирательного пропускания или отражения видимого или невидимого света условия внутри здания. В зависимости от внесенных факторов (неблагоприятный климат, погодные условия, слепящее воздействие солнца, транспортный шум) программно настроенные стекла (или стеклопакеты с использованием специальных стекол и фильтров в виде пленок) позволяют в конкрентой ситуации без дополнительных технических устройств или при их минимуме создать не только малые, но и большие пространства с оптимальными условиями для жизнедеятельности. Потребность в массивной капитальной стене как необходимом атрибуте регулирования условий в жилых пространствах исчезает. 3. Что было первичным? Эстетика прозрачной архитектуры или техническая инновация в виде «высокопрограммного» стекла? Составители книги «Стекло в строительстве», изданной под патронажем фирмы Pinkington, цитируют книгу немецкого писателя Пауля Шербарта «Стелянная архитектура», написанную еще в годы первой мировой войны в 1914 г., где он достаточно полно говорит о стелянной архитектуре как о культурном феномене общества. Книга Шербарта показывает, что культурное видение появилось раньше архитектурных проектов и изобретений. Эта книга, как и литературные идеи Корбюзье, Гроппиуса, Райта, Ритвельда, Мис ван дер Роэ, стала источником вдохновения для целой цепи сначала архитектурных, а затем технических инноваций, которые произошли в ХХ в. и продолжаются сегодня. Очевидно, что эстетические идеи намного опережали появление технических решений их реализаций. Впрочем, апологеты новой архитектуры и отдаленно не предвидели колоссального объема технических проблем, которые впоследствии решили производители стекла и стеклянных конструкций. 4. Что инспирировало появление крупномасштабного остекления — стеклянных куртин и структур? Эта мода возникла исходя из новых возможностей энергетически эффективного, прочного и эстетически совершенного крупноразмерного стекла. Но одновременно, это и воплощение старой мечты человечества о хрустальных дворцах и космических городах, крытых улицах и площадях, где всегда тепло и уютно, и при этом красивые пейзажи — как на ладони. Эти мечты о невесомой архитектуре встречаются в сказках многих народов. Возможно, это остатки генетической памяти человечества, которое жило на планетах с меньшей силой тяготения и защищалось от неблагоприятных условий. Возможно, это наблюдения иной архитектуры во время полетов во сне бестелесной души... В ХХ в. человечество прорвалось в космос и невесомость стала реальным ощущением, проникшем в чувства людей и, соответственно, в архитектурную эстетику. Вместе с традиционной тектоникой классицизма, которая демонстрирует, что здание устойчиво с позиций статики каменной архитектуры, в прошедшем веке появилась «тектоника невесомости» — человек нуждается в эстетическом удовольствии от иллюзорной нематериальности конструкций здания. Это, впрочем, не снимает реальной отвественности конструкторов за надежность прозрачной преграды. Эстетическая потребность в невесомости стен и инженерная работа над реализацией задач их прочности и стала базой для комплексного направления в архитектуре и конструкторском искусстве, которое получило наименование «структурное остекление» (Structural glazing). Этому способствовало бурное развитие науки об инженерных расчетах металлических конструкций, которые позволили при использовании сжатия относительно тонких, но упругих профилей из стали и растяжения тросов выполнять несущие основы стен все более ажурными. Прогресс произошел и в изготовлении стекла, которое может производиться больших размеров и при соотвествующих решениях креплений может быть взято в расчет работы стены или покрытия на ветровые, снеговые и другие нагрузки. Существенная роль в революционном скачке принадлежит и следующей составляющей структурного остекления — изобретению долговечных и надежных герметиков на основе силиконов. Одни силиконовые составы, благодаря большой долговечности и высокой адгезии со стеклом и металлом, обеспечивают надежное соединение стекла со скрытой субструктурой, другие — устойчивые к ультрафиолетовому излучению солнца — склеивают фасадную поверхность в эластичную ткань-матрицу, которая не разрушается при изме нении температур, восприятии нагрузок и деформаций в зданиях. С изменением условий швы свободно растягиваются и сжимаются. Конечно, круг функциональных (прагматических) и эстетических причин столь высокой моды на структурное остекление более обширен. На данном развороте приведена попытка их систематизировать. Безусловно, некоторые из обозначенных причин были первоосновой для применения, в то время как другие обнаружились после практического решения разных архитектурных задач.